ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА -ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ШВАБЕ-ЭВРИКА»
Описание образовательной программы
Аннотация
основной образовательной программы дошкольного образования
Частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Швабе-Эврика»
Название ДОО: Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Швабе - Эврика»
Учредитель (Собственник):Открытое Акционерное Общество «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова»
Форма собственности:Оперативное управление
Год основания: 1984 год
Юридический, фактический адрес:620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 170.
Телефон, факс:(343)251-39-65
e-mail:detskysad585@mail.ru
Официальный сайт в сети интернет: http://585schev.tvoysadik.ru/
Количество групп: 12 (общеразвивающей направленности)
Возрастная категория детей: с 2 до 7 лет
Уровень образования: дошкольное образование
Форма образования: очная
Режим работы: пятидневная рабочая неделя
Продолжительность пребывания детей: 12 часов (с 07.30.ч. до 19.30. ч.).
Основная образовательная программа частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Швабе-Эврика» – документ нормативно-констатирующего плана, в содержании которого представлено своеобразие организации образовательной деятельности в соответствии с современными нормативными требованиями к качеству образования в дошкольном образовательном учреждении, действующими в сфере дошкольного образования, с учетом особенностей (возрастных, индивидуальных) воспитанников ЧДОУ, общественного образовательного заказа в макросоциуме г. Екатеринбурга.
Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении инновационных подходов и современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Данный подход позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования и реализовать современные инновационные реалии в образовании и обществе в целом.
В основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования - модель организации образовательного процесса, охватывающая все основные моменты жизнедеятельности детей.
Программа спроектирована с учетом ФГОС ДО и направлена на:
* создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
* создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает:
-
индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
-
возможности усвоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основная образовательная программа ЧДОУ «Детский сад «Швабе-Эврика»:
-
соответствует принципу поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
-
соответствует принципу развивающего образования, основывается на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках реализации программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей;
-
построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и универсальных учебных навыков;
-
опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве;
-
строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
-
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-
строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства;
-
принцип регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании;
-
обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, обеспечивающую реализацию единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
-
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Основная цель основной образовательной программы дошкольного образования:
Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечение преемственности основной общеобразовательной программы ЧДОУ и начального общего образования;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития детей.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации требований ФГОС. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.
Содержательный раздел Программы включает описаниевариативных форм, способов, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, особенности общей организации образовательного пространства,способы и направления поддержки детской инициативы,особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик(в том числе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе), описание коррекционно-развивающей работы, взаимодействия с семьями воспитанников.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации и особенности организации образовательной деятельности ЧДОУ, в том числе систему взаимодействия с социальными партнёрами ЧДОУ.
Обязательная часть основной образовательной программы ЧДОУ «Детский сад «Швабе-Эврика» разработана в соответствии с ФГОС и основывается на:
Примерной основной образовательной программе, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.20015г. № 2/15); основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанной на основе ФГОС ДО и предназначенной для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана в соответствии с ФГОС и основывается на:
Парциальных программах:
- «Мы живем на Урале» - образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, под редакцией Толстиковой О.В., Савельевой О.В. изд. ИРРО г. Екатеринбург, 2013г.);
Цели:
-
Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
-
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
-
Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
-
Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
-
Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, СПб.: изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.;
Цели:
-
сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
-
способствовать становлению основ экологической культуры;
-
приобщению к здоровому образу жизни.
- «Театрализованная деятельность с детьми от 2 до 5 лет» - авторская программа художественно-творческого развития Губановой Н.Ф., М. изд.:ВАКО, 2007г.
Цели:
-
формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости;
-
развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.
- «Юные артисты» - авторская программа художественно-творческого развития детей от 5 до 7 лет и сборник сценариев спектаклей, инсценировок для детей старшего дошкольного возраста «Театрально-игровая деятельность с детьми» Сигуровой И.А. (Екатеринбург, изд. Дома учителя,2002г.)
Цели:
-
формирование творческого мировосприятия жизни;
-
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Т.В., Москва,изд. «Просвещение», 2009г. Реализуются учителями-логопедами в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии речи (на базе логопункта).
- «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному Учреждению», автор Роньжина А.С, (М.: изд. Книголюб, 2003). Представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие занятия, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
- Программа эмоционально-волевого развития детей «Волшебная страна внутри нас», автор Т. Зинкевич-Евстигнеева, (СПб.: изд. «Речь»,2010). Реализуется психологом ЧДОУ. Содержание развивающих занятий с детьми по программе направлено на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка, коррекцию имеющихся эмоциональных проблем, развитие личности и формирование созидательной системы ценностей.
- Программа «Приключения будущих первоклассников», авторы Куражева Н.Ю., Козлова И.А. (СПб.: изд. «Речь»,2007). способствует психологической готовности к школе детей подготовительных групп ЧДОУ. Реализуется психологом ЧДОУ.
- «Ладушки» - программа музыкального развития, авторы И.Новоскольцева, И.Каплунова,(СПб.:изд. «Композитор»,2000) Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка от восприятия музыки к ее исполнительству и к творчеству доступными дошкольнику средствами.
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
- «Музыкальные шедевры» - автор О.П. Радынова,(М.:изд. «ТЦ Сфера», 2014). Содержание программы направлено на реализацию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей, начиная с раннего и дошкольного возраста.
При выборе парциальных программ коллектив ЧДОУ учитывал образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов.
Используемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии:
-
технологии формирования и сохранения здоровья;
-
технологии обучения здоровому образу жизни;
-
медико-профилактические технологии.
Технология общения и взаимодействия:
-
технология личностно-ориентированного взаимодействия, партнёрского взаимодействия педагога с детьми;
-
информационно-коммуникационные технологии.
Игровые педагогические технологии:
-
технология Михайловой З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
-
технология развивающих игр «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»;
-
мнемотехника.
Коррекционные технологии:
-
коммуникативные игры;
-
сказка-терапия.
Технологии обучения и развития:
-
технология экологического образования;
-
технология – метод проектов;
-
технология портфолио;
-
технология творческого развития детей Г.С.Альтшуллера ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач);
-
технология самостоятельной исследовательской деятельности;
-
технология детского экспериментирования;
-
музейная технология.
Основная образовательная программа дошкольного образования ЧДОУ состоит из следующих этапов обучения (возрастных периодов):
от 2-3 лет (группа раннего возраста);
от 3-4 лет (младшая группа);
от 4-5 лет (средняя группа);
от 5-6 лет (старшая группа);
от 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Содержание образовательного процесса каждого возрастного периода включает в себя такие модули (образовательные области) как: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Изучаемые дисциплины: физическая культура, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), ознакомление с окружающим миром ( ознакомление с миром природы, ознакомление с предметным окружением, социальным миром) , музыка, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы, конструирование, ручной труд, формирование основ безопасности жизнедеятельности, нравственно-патриотическое и трудовое воспитание, краеведение.
Содержание образовательного процесса (модули, дисциплины) реализуются через различные виды детской практики (деятельности): игровую, театрализованную, трудовую, коммуникативную, речевую, двигательную, конструктивную, продуктивную, музыкальную, познавательно-исследовательскую.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включены в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, а также на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Сотрудники ЧДОУ нацелены на то, чтобы пребывание в детском саду доставляло ребенку радость, а образовательные ситуации были интересными и увлекательными.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Проектирование образовательного процесса педагогический коллектив выстраивает на основе комплексно-тематической модели.
Система оценки качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценку созданных ЧДОУ условий внутри образовательного процесса.
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Результаты освоения Программы, в соответствии со спецификой дошкольного детства и ФГОС ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.