Осторожно! Псевдодетские продукты

01.01.2017

Согласно требованиям нормативных актов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пищевые продукты для детского питания подлежат государственной регистрации (относятся к специализированной пищевой продукции). К ним техническими регламентами предъявляются более строгие требования безопасности, также они должны иметь более высокую пищевую ценность. При производстве пищевых продуктов для детского питания допускается применение только натуральных пищевых ароматизаторов, запрещено использовать:

  • жгучие специи;
  • консерванты и некоторые синтетические красители;
  • отдельные виды животноводческого сырья;
  • гидрогенизированные жиры и некоторые другие пищевые ингредиенты.

Эксперты Союза потребителей «Росконтроль» провели анализ ассортимента пищевых продуктов, продающихся в розничной торговле, и выявили значительное количество псевдодетских продуктов, которые по наименованию или дизайну упаковки претендуют на то, чтобы потребитель воспринимал и покупал их как продукты, предназначенные для питания детей, но на самом деле таковыми не являются.

Обычно это продукты для детей старше одного года, производители не решаются выпускать без государственной регистрации и надлежащего обоснования продукты прикорма и заменители грудного молока и позиционируют свои товары для детей более старшего возраста. Среди изготовителей таких товаров встречаются как небольшие предприятия, так и держатели крупных, известных на федеральном уровне брендов. Нередко продажи таких продуктов поддерживаются крупными рекламными кампаниями в средствах массовой информации.

Маркировка псевдодетских продуктов, как правило, не содержит информации о конкретной возрастной адресации и прямого указания на то, что данный продукт предназначен для питания детей. Проверить, прошел ли продукт государственную регистрацию как предназначенный для детей можно в официальном реестре на сайте Евразийской экономической комиссии.

Экспертами Союза потребителей «Росконтроль» было выявлено более 50 наименований псевдодетской продукции, среди них:

  • кондитерские изделия (как мучные, так и сахаристые, а также наборы кондитерских изделий, включая новогодние подарки);
  • булочные, бараночные, сухарные изделия;
  • безалкогольные напитки (включая так называемое «детское шампанское») и минеральная питьевая столовая вода;
  • молочные продукты (чаще всего, творожные изделия, кисломолочные напитки, сыр, сгущенное молоко);
  • колбасные изделия (несмотря на существующий в техническом регламенте однозначный запрет для данной категории продуктов с псевдодетскими названиями).

Уловки производителей, которые побуждают потребителей считать псевдодетские продукты специализированными продуктами для детского питания:

1. Включение в придуманное название слова «Детский» (характерно для кондитерских, бараночных, сухарных и булочных изделий).

2. Использование слов в названии, ассоциируемых с детьми и детством («Кроха», «Крошка», «Малышка», «Как в детстве», «Счастливое детство» и т. п.).

3. Применение слов семейной тематики («Семейный», «Для детей и взрослых», «Папа может» и т. п.).

4. Изображение на упаковке детей, героев сказок, персонажей мультфильмов, размещение детских рисунков (настоящих или стилизованных).

5. Сопровождение продукта подарком — игрушкой-вложением в упаковке.

6.Позиционирование как продукта, предназначенного для детского творчества («нарисуй и съешь»)

Особо стоит упомянуть пирожные с различными начинками на молочной основе, которые являясь псевдодетскими, кроме того, мимикрируют еще и под молочные продукты, поскольку продаются обычно в молочных отделах и воспринимаются потребителями как альтернатива творожным сыркам.

Наиболее часто в составе псевдодетских продуктов присутствуют такие запрещенные для детского питания пищевые ингредиенты, как консерванты (соли сорбиновой и бензойной кислоты), гидрогенизированные жиры (источник транс-изомеров жирных кислот), а также красители Е102, Е104, Е110, Е122, Е124 и Е129, которые согласно п. 4.4.18 технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки ТР ТС 022/2011», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее — ТР ТС 022/2011», могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей. Также в состав псевдодетских продуктов часто входят фосфаты, коллагеновый белок, заменители молочного жира.Хочу такой сайт

Правоприменительная практика защиты прав потребителей имеет ограниченную эффективность в силу пробелов в законодательстве. Хотя псевдодетские продукты по своей сути относятся к фальсифицированным, явного запрета на использование таких названий (и такого оформления упаковки) законодательство не содержит. К сожалению «вертикальный» технический регламент на пищевые продукты для детского питания, который мог бы урегулировать вопросы маркировки продуктов детского питания и ввести запрет на псевдодетские продукты, в настоящее время отсутствует и его разработка не планируется Евразийской экономической комиссией.

Для сокрытия действительных свойств псевдодетских продуктов изготовители применяют следующие способы:

1.Используют мелкий шрифт, размещают маркировку в труднодоступных местах.

2.Наносят изображение отсутствующего ингредиента (плода, ягоды, молока и т. п.).

3.Не расшифровывают состав ингредиентов ( в т. ч. жиров специального назначения и маргаринов).

4. Не наносят обязательные предупреждающие надписи об аллергенах и синтетических красителях.

5.Не указывают состав и пищевую ценность на штучных изделиях (характерно для кондитерских изделий, реализуемых на развес или в составе наборов).

6.Неполно и (или) неправильно переводят оригинальную информацию для потребителя в маркировке импортных товаров.

Прямой и однозначный запрет на такие названия есть только в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции. ТР ТС 034/2013», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 № 68, т. е. лишь в отношении мясных псевдодетских продуктов правоприменительная практика может быть основана на четкой нормативной базе. В отношении других продуктов приходится руководствоваться более общими нормами технического регламента ТР ТС 022/2011 (п. 1 ст. 4.3, п. 1 ст. 4.12), согласно которым маркировка должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей, а наименование, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.

Необходимо широко информировать потребителей о псевдодетских продуктах и их действительных характеристиках. Это должно будет мотивировать производителей либо прекратить производство и оборот таких продуктов, либо изменить маркировку таких товаров, чтобы она не вводила в заблуждение, либо внести необходимые изменения в рецептуры таких продуктов и провести их государственную регистрацию.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 06.06.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».