РПП старшей группы (дети 5 - 6 лет)
Аннотация к рабочей программе старшей группы.
Рабочая программа старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ЧДОУ «Детский сад «Швабе-Эврика» и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Рабочая программа старшей группы разработана на основе ФГОС ДО с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и парциальных программ:
- «Мы живем на Урале» - образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, под редакцией Толстиковой О.В., Савельевой О.В;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией
Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой,Н. Н. Авдеевой;
- «Юные артисты» - авторская программа художественно-творческого развития детей от 5 до 7 лет И.А.Сигуровой.
Рабочая программа старшей группы обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.
Программа направлена:
- на создание условий развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
7) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Реализация цели и достижение поставленных задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, театрализованной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей.
- взаимодействия с семьями детей по реализации рабочей программы.
Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности»);
- Познавательное развитие («Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Приобщение к социокультурным ценностям», «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с миром природы»);
- Речевое развитие («Развитие речи», «Художественная литература»);
- Художественно-эстетическое развитие («Приобщение к искусству» «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкально-художественная деятельность»);
- Физическое развитие («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», «Физическая культура»).
Рабочая программа старшейгруппы раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), особенности традиционных событий, праздников и мероприятий, проводимых в группе и ЧДОУ.
Срок реализации программы – 1 год
К рабочей программе педагога старшей группы имеются приложения, отражающие перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса как по реализации базовой (инвариантной) части программы, так и по реализации вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений.