Положение об оказании логопедической помощи

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует оказание логопедической
помощи в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад
«Швабе-Эврика» (далее ЧДОУ), реализующем основную образовательную
программу дошкольного образования (ООП ДО), в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи и
трудности в освоении ими основной образовательной программы, и
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.20212 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи
являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников 5-7 лет;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи (нарушение произношения отдельных
звуков, диагноз ФНР, ФФНР (временная группа НПОЗ);
организация
пропедевтической
логопедической
работы
с
воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в
развитии
речи,
включая
разработку
конкретных
рекомендаций
воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.

2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. При оказании логопедической помощи учителем-логопед ведется
документация согласно приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным
нормативным актом ЧДОУ и настоящим Положением. Срок хранения
документации учителя-логопеда составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом ЧДОУ, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
1) количества воспитанников, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее - ППк) с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической
помощи
воспитанникам,
испытывающим
трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного
образования, развитии и социальной адаптации, из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
2) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом ЧДОУ, из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (приложения
N 2 и N 3 к Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
воспитанников,
педагогических
работников,
углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи
и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения
плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
2.5. По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников,
демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации
внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение N 4 к
Положению) на воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения
устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения
обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом
пункта 2.4 Положения.

2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
воспитанника, рекомендаций ППк.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может
производиться в течение всего учебного года.
Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании распорядительного акта руководителя ЧДОУ.
Логопедическая помощь оказывается детям от 5 до 7 лет, с приоритетом
предшкольного дошкольного возраста, имеющим нарушения в развитии речи
(нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие
речи) с сохранным слухом и интеллектом, препятствующие успешному
овладению ООП ЧДОУ и с целью подготовки к успешному освоению
программ начального школьного образования.
2.7. Не подлежат приему во временную группу НПОЗ воспитанники с
диагнозом ТНР (тяжелое нарушение речи), СНР (системное нарушение речи),
дизартрия, ринолалия, заикание, так как коррекция этих нарушений требует
комплексного подхода и, может быть осуществлена только в условиях
специальной речевой группы.
2.8. Основной формой организации логопедической работы являются
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками.
Количество и периодичность индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения
воспитанников, рекомендаций ППк, но не менее 2-х раз в неделю.
При необходимости с воспитанниками могут проводиться подгрупповые
коррекционно-развивающие занятия с детьми со сходными речевыми
нарушениями.
2.9. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом
режима работы ЧДОУ и с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
2.10. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется
учителем-логопедом на основании рекомендаций ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за
ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа,
предусмотренная
трудовыми
(должностными)
обязанностями
и
индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная
и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников

образовательного процесса (административных и педагогических работников
ЧДОУ, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная
деятельность
может
осуществляться
через
организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников ЧДОУ;
- информационных стендов.
2.13. Родители (законные представители) знакомятся с материалами
диагностических обследований ребенка, рекомендациями, ходом и
результатами логопедической работы, получают консультативную помощь
учителя-логопеда.
2.14. Для логопедической помощи выделяется кабинет, отвечающий
санитарногигиеническим
требованиям,
требованиям
пожарной
безопасности, приспособленный для проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий с детьми, консультаций с родителями. Кабинет
оснащается необходимым оборудованием согласно общим требованиям,
предъявляемым к оборудованию логопедического кабинета. Логопедическая
помощь может осуществляться в групповом помещении.

Приложение N 1
к Положению об оказании логопедической помощи
в частном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Швабе-Эврика».

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение N 2
к Положению об оказании логопедической помощи
в частном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Швабе-Эврика».

ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я,
__________________________________________________________________
______
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
_______________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
_________
__________________________________________________________________
_________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
"__" ____________ 20__ г.
/_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N 3
к Положению об оказании логопедической помощи
в частном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Швабе-Эврика».

ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
от ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,
__________________________________________________________________
______
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
__________________________________________________________________
_________
являясь родителем (законным представителем)
_______________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
_________
__________________________________________________________________
_________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное
подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г.
/_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N 4
к Положению об оказании логопедической помощи
в частном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Швабе-Эврика».

Педагогическая характеристика
на воспитанника (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного
пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в
состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на
основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное
обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в
организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:

достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)):
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику
обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и
пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость
(высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до
готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких
людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных
(оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с
ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда
начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления <9>:
-------------------------------<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественноопасным) поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно
наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители,
исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей,
как относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых
учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и
реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный
лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей
обучающегося (приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося
(сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);

- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том
числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована
недостаточно, сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого
слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей
ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной
речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической
службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих
тетрадей, результаты контрольных работ и другое).
"__"
____________
20__
/___________/_____________________________________

г.

Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__"
____________
20__
/___________/_____________________________________

г.

Приложение N 5
к Положению об оказании логопедической помощи
в частном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Швабе-Эврика».

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону
учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования
учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных
и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических
занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом,
учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим
материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных
и творческих возможностей обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».